- информационная модель выразительности речи
- включает следующие компоненты:I. значение: одно из коммуникативных качеств речи;такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей или читателя;II. формы выразительности речи:1) неязыковые типы: выразительность крика и молчания, В. речевого сигнала испуга или опасности, возгласа восхищения или восторга и т.п.;2) В. языковая = речевая;III. языковые уровни: [1) фонетика → интонация;2) (лексика;словообразование;морфология;синтаксис) → стилистика];IV. особенности функционирования языковых средств:1) на уровне фонетики:а) звукопись;б) скандирование;2) на уровне лексики: превращение в поэтические обычных слов в необычных условиях (ритм, рифма, интонация, синтаксис целой строфы, словопорядок и порядок высказываний в составе целого текста);изменение семантики слова под воздействием текста;3) на уровне синтаксиса: относительно свободный порядок слов;разнообразие синтаксических конструкций и нарочитое их повторение;4) на уровне словообразования: использование неологизмов, словообразовательных неправильностей, обусловленное художественно;5) на уровне морфологии: особые формы слов в разных стилях;6) в связи с интонацией: использование "набора" типовых интонаций;варьирование инвариантных интонаций;7) на "уровне" стилистики (стилистика – особый уровень: это как бы срез структуры языка): выбор стиля в зависимости от типовой ситуации общения;V. условия реализации выразительности:1. Применительно к отдельному человеку:1) самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи;2) неравнодушие, интерес автора к предмету речи и к адресату речи;3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей;4) знание свойств и особенностей функциональных стилей;5) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;6) сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность;7) наличие языковых средств, которые сможет использовать автор речи;2. Применительно к системе языка выразительность могут усиливать единицы всех языковых уровней:1) выразительность отдельного звука;2) лексические единицы – один из основных источников выразительности;3) использование выразительных особенностей морфем;4) использование морфологических ресурсов языка;5) выразительность синтаксических единиц;6) особая роль интонации;7) использование стилистических ресурсов языка и особенностей функциональных стилей;VI. основные причины отклонения от выразительности речи:1) неумение и нежелание говорить выразительно;2) отсутствие в языке средств выразительности для изложения какой-то темы;3) неразработанность лингвометодических моделей, предопределяющих выразительное чтение.Ошибки, снижающие выразительность речи:I. Ошибки в устной речи:а) отсутствие дикции;б) неумение интонировать речь;в) орфоэпические ошибки, которые снижают выразительность речи, делают ее (речь) неинтересной, серой;г) неумение контактировать со слушателем, поддерживать его внимание;д) псевдовыразительность (когда текст читается громко, якобы выразительно, но на самом деле его прочтение абсолютно не созвучно смыслу произведения).II. Ошибки в письменной речи: (они же свойственны и устной речи):а) на уровне словообразования: неумение пользоваться словообразовательными ресурсами;б) на уровне морфологии: слабое владение ресурсами морфологии;в) в связи с употреблением лексики: плеоназмы и тавтология, которые делают речь бедной, однообразной, снижают её выразительность;неумение пользоваться синонимами, антонимами и др. лексическими ресурсами;г) на уровне синтаксиса: неумение пользоваться обратным порядком слов;немотивированное использование особенностей простых и сложных предложений;воплощение в форме сухого пересказа темы сочинения, которая требует эмоционального выражения впечатлений от прочитанного, услышанного или увиденного, что разрушает синтаксис связного текста;д) стилистические ошибки, снижающие выразительность речи: неоправданное употребление экспрессивных средств;разрушение речевой системности стиля, снижающее выразительность речи;смешение функциональных стилей. Образцы работы над ошибками: В наши веселые, радостные, счастливые дни запускаются на другие планеты сложнейшие самоходные аппараты. (Нагромождение определений "радостные", "счастливые", "веселые" снижает выразительность речи. Употребление этих информативно избыточных прилагательных говорит о том, что обучаемые слабо владеют ресурсами лексики и синтаксиса). - Один из возможных вариантов откорректированного предложения: В наши дни запускаются на другие планеты сложнейшие самоходные аппараты.
Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". Т.В. Жеребило. 2010.