информационная модель выразительности речи


информационная модель выразительности речи
включает следующие компоненты:
I. значение: одно из коммуникативных качеств речи;
такие особенности речевой структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей или читателя;
II. формы выразительности речи:
1) неязыковые типы: выразительность крика и молчания, В. речевого сигнала испуга или опасности, возгласа восхищения или восторга и т.п.;
2) В. языковая = речевая;
III. языковые уровни: [1) фонетика → интонация;
словообразование;
морфология;
синтаксис) → стилистика];
IV. особенности функционирования языковых средств:
1) на уровне фонетики:
а) звукопись;
б) скандирование;
2) на уровне лексики: превращение в поэтические обычных слов в необычных условиях (ритм, рифма, интонация, синтаксис целой строфы, словопорядок и порядок высказываний в составе целого текста);
изменение семантики слова под воздействием текста;
3) на уровне синтаксиса: относительно свободный порядок слов;
разнообразие синтаксических конструкций и нарочитое их повторение;
4) на уровне словообразования: использование неологизмов, словообразовательных неправильностей, обусловленное художественно;
5) на уровне морфологии: особые формы слов в разных стилях;
6) в связи с интонацией: использование "набора" типовых интонаций;
варьирование инвариантных интонаций;
7) на "уровне" стилистики (стилистика – особый уровень: это как бы срез структуры языка): выбор стиля в зависимости от типовой ситуации общения;
V. условия реализации выразительности:
1. Применительно к отдельному человеку:
1) самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи;
2) неравнодушие, интерес автора к предмету речи и к адресату речи;
3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей;
4) знание свойств и особенностей функциональных стилей;
5) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;
6) сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно, психологическая целевая установка на выразительность;
7) наличие языковых средств, которые сможет использовать автор речи;
2. Применительно к системе языка выразительность могут усиливать единицы всех языковых уровней:
1) выразительность отдельного звука;
2) лексические единицы – один из основных источников выразительности;
3) использование выразительных особенностей морфем;
4) использование морфологических ресурсов языка;
5) выразительность синтаксических единиц;
6) особая роль интонации;
7) использование стилистических ресурсов языка и особенностей функциональных стилей;
VI. основные причины отклонения от выразительности речи:
1) неумение и нежелание говорить выразительно;
2) отсутствие в языке средств выразительности для изложения какой-то темы;
3) неразработанность лингвометодических моделей, предопределяющих выразительное чтение.
Ошибки, снижающие выразительность речи:
I. Ошибки в устной речи:
а) отсутствие дикции;
б) неумение интонировать речь;
в) орфоэпические ошибки, которые снижают выразительность речи, делают ее (речь) неинтересной, серой;
г) неумение контактировать со слушателем, поддерживать его внимание;
д) псевдовыразительность (когда текст читается громко, якобы выразительно, но на самом деле его прочтение абсолютно не созвучно смыслу произведения).
II. Ошибки в письменной речи: (они же свойственны и устной речи):
а) на уровне словообразования: неумение пользоваться словообразовательными ресурсами;
б) на уровне морфологии: слабое владение ресурсами морфологии;
в) в связи с употреблением лексики: плеоназмы и тавтология, которые делают речь бедной, однообразной, снижают её выразительность;
неумение пользоваться синонимами, антонимами и др. лексическими ресурсами;
г) на уровне синтаксиса: неумение пользоваться обратным порядком слов;
немотивированное использование особенностей простых и сложных предложений;
воплощение в форме сухого пересказа темы сочинения, которая требует эмоционального выражения впечатлений от прочитанного, услышанного или увиденного, что разрушает синтаксис связного текста;
д) стилистические ошибки, снижающие выразительность речи: неоправданное употребление экспрессивных средств;
разрушение речевой системности стиля, снижающее выразительность речи;
смешение функциональных стилей. Образцы работы над ошибками: В наши веселые, радостные, счастливые дни запускаются на другие планеты сложнейшие самоходные аппараты. (Нагромождение определений "радостные", "счастливые", "веселые" снижает выразительность речи. Употребление этих информативно избыточных прилагательных говорит о том, что обучаемые слабо владеют ресурсами лексики и синтаксиса). - Один из возможных вариантов откорректированного предложения: В наши дни запускаются на другие планеты сложнейшие самоходные аппараты.

Словарь лингвистических терминов: Изд. 5-е, испр-е и дополн. — Назрань: Изд-во "Пилигрим". . 2010.


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.